Дополнительные условные обозначения российских подшипников качения Видеоматериалы
I. Обозначение класса точности подшипников
По ГОСТ 520-89 установлены следующие классы точности подшипников:
- 0, 6, 5, 4, 2, Т - для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
- 0, 6, 5, 4, 2 - для упорных и упорно-радиальных подшипников;
- 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 - для роликовых конических подшипников.
В условном обозначении подшипников класса точности 6Х проставляют только знак Х.
Установлены дополнительные классы точности подшипников - 8 и 7 ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.
Перечень классов точности дан в порядке повышения точности. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении подшипника не указывается. Классы точности ставятся через дефис непосредственно перед цифровой частью условного обозначения подшипника.
Например: 6-205, где 6-класс точности радиального однорядного подшипника 205.
II. Oбозначение радиального зазора подшипников
Радиальные зазоры в подшипниках обозначаются номерами групп по ГОСТ 24810-81: "Подшипники качения. Зазоры. Размеры".
Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.
Например: 70-205, где 7 - группа радиального зазора, 0 - класс точности радиального однорядного подшипника 205.Нормальная группа радиального зазора в условном обозначении подшипника не указывается. Специальные требования к величине радиального зазора, отличные от ГОСТ 24810-81, обозначаются буквой Н.
Например: НО-42317 М, где Н - дополнительная группа радиального зазора, а 0 - класс точности подшипника 42317 М.
III. Обозначение момента трения подшипников
Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 "Нормы момента трения".
Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.
Примеры обозначения подшипников: 125-25 - подшипник шариковый радиальный однорядный класса точности 5 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по второй группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по первому ряду;
4М6-1000900 - подшипник шариковый радиальный однорядный 1000900 класса точности 6 по ГОСТ 520-89 с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 с моментом трения по четвертому ряду.
IV. Обозначение категорий подшипников
В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ520-89 установлены три категории подшипников - А, В, С:
- к категории А относятся подшипники классов точности 5, 4, 2, Т;
- к категории В относятся подшипники классов точности О, 6Х, 6, 5 (с учетом дополнительных требований);
- к категории С относятся подшипники классов точности 8, 7, О, 6.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенных классов точности в соответствии с требованием ГОСТ 520-89 без отнесения к категории А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливаются.
Обозначение категорий А и В проставляют:
- перед знаком зазора, при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например А25-204;
- перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например А5-205, при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак О, например В0-205.
В условном обозначении подшипников категории А и В с дополнительными техническими требованиями перед знаком категории указывается знак (1,- 2, 3 и т.д.), обозначающий дополнительные технические требования. Знак дополнительных технических требований не маркируют на кольцах подшипников, а указывают в конструкторской документации, на коробке или бандероли, в товарно-сопроводительной документации подшипников, а также при их заказе.
В условном обозначении подшипников категории С категорию не указывают и не маркируют.
V. Обозначения, характеризующие материал деталей подшипников, конструктивные отличия и специальные технические требования.
Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей, конструкции, покрытиям, зазорам, чистоте обработки, допускаемым отклонениям на размеры деталей и другим признакам, имеют следующие дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного обозначения.
Дополнительные знаки обозначения | ||||
---|---|---|---|---|
№ | При первом исполнении | При последующих исполнениях | Отличительные признаки | |
1. | А | - | Подшипники, повышенной грузоподъемности | |
2. | Б | Б1, Б2, БЗ и т.д. | Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы | |
3. | Г | Г1, Г2, ГЗ и т.д. | Сепаратор массивный из черных металлов | |
4. | Д | Д1, Д2, ДЗ и т.д. | Сепаратор из алюминиевого сплава | |
5. | Е | Е1, Е2, ЕЗ и т.д. | Сепаратор из пластических материалов | |
6. | К | К1, К2, КЗ и т.д. | Конструктивные изменения деталей подшипников | |
7. | Л | Л1, Л2, ЛЗ и т.д. | Сепаратор из латуни | |
8. | Р | Р1, Р2, РЗ и т.д. | Детали подшипников из теплоустойчивых сталей | |
9. | У | У1, У2, УЗ и т.д. | Дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т.д. | |
10. | Х | Х1, Х2, ХЗ и т.д. | Детали подшипников из цементируемых сталей | |
11. | Э | Э1, Э2, ЭЗ и т.д. | Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками | |
12. | Ю | Ю1, Ю2, ЮЗ и т.д. | Детали подшипников из нержавеющей стали | |
13. | Я | Я1, Я2, ЯЗ и т.д. | Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.) | |
14. | W | W1, W2, WЗ и т.д. | Детали подшипников из вакуумированной стали | |
15. | Н | Н1, Н2, НЗ и т.д. | Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных) | |
16. | М | - | Модифицированный контакт |
VI. Обозначения специальных требований к подшипникам по шуму (вибрации)
Нормы шумности подшипников предусмотрены соответствующими нормалями, а также специальными ТУ. Подшипники в этом случае получают дополнительное обозначение: букву Ш и цифровой индекс (Шl, Ш2, ШЗ и т.д.).
По мере возрастания цифрового индекса требования к подшипнику по шуму в работе ужесточаются.
Обозначения этих специальных требований ставятся справа от основного условного обозначения подшипника после указаний о конструктивных отличиях (К), материале сепаратора (Д, Л, Е, Б) или колец (Ю, Х, P) и т.д.
Например: 5-8322 ЛШ1, где 5 - класс точности упорного одинарного шарикоподшипника 8322, Л - сепаратор латунный, Ш1- норма шумности.
VII. Обозначение специального отпуска деталей подшипников.При изготовлении подшипников с деталями из сталей ШХ15 и ШХ15-СГ с повышенным отпуском в условном обозначении подшипника ставится буква Т с цифровым индексом или без него.
Дополнительные обозначения | T | T1 | Т2 | Т3 | Т4 | Т5 |
---|---|---|---|---|---|---|
Температура отпуска колец, °С | 200 | 225 | 250 | 300 | 350 | 410 |
Эти дополнительные обозначения ставятся справа от основного обозначения подшипника.
Например: 75-205 ET2 - обозначение радиального однорядного шарикоподшипника 205, 5-го класса точности с радиальным зазором по 7-ой группе, пластмассовым сепаратором и температурой отпуска колец 240-260 °С.
VIII. Обозначение сортов смазки, закладываемой в подшипники закрытого типа при их изготовлении
Подшипники закрытого типа, заполненные пластичной смазкой, имеют следующие дополнительные обозначения:
Дополнительные обозначения | Марка смазки |
---|---|
С1 | ОКБ-122-7 |
С2 | ЦИАТИМ-221 |
С3 | ВНИИНП-210 |
С4 | ЦИАТИМ-221С |
С5 | ЦИАТИМ-202 |
С6 | ПФМС-4С |
С7 | ВНИИНП-271 |
С8 | ВНИИНП-235 |
С9 | ЛЗ-31 |
С10 | Е158 |
С11 | ВНИИНП-262, СИОЛ |
С12 | ВНИИНП-260 |
С13 | ВНИИНП-281 |
С14 | ФИОЛ-2У |
С15 | ВНИИНП-207 |
С16 | ВНИИНП-246 |
С17 | ЛИТОЛ-24 |
С18 | ВНИИНП-233 |
С19 | ВНИИНП-286 |
С20 | ВНИИНП-274 |
С21 | ЭРА |
С22 | СВЭМ,(ВНИИНП-288) |
С23 | ШРУС-4 |
и специальных предложениях первыми